ГАУЗ СО «Тавдинская ЦРБ»

Государственное автономное учреждение
здравоохранения Свердловской области
«Тавдинская центральная районная больница»
(34360) 5-21-96
5-21-96 — приемная главного врача
5-30-15, 9-92-57, 9-92-75 — регистратура ЦРП
5-36-66 — регистратура ДГП
(343) 370-72-02 — телефон доверия
Адрес: 623950, Свердловская область,
г. Тавда, ул. Лермонтова, 110
(фактический и юридический адрес учреждения)

e-mail: zrb-tavda@yandex.ru

Уральский врач рассказала о том, как действует вакцина от COVID-19 и какую прививку лучше сделать

Также она объяснила, какие еще есть вакцины и чем они отличаются

Вакцинация, которая сейчас идет в мире, вызывает много опасений и вопросов у людей. Понять, чем одна вакцина отличается от другой, почему возникает реакция на прививку, насколько они безопасны для человека, не так просто. Врач-педиатр Алия Тугеева в авторской колонке объясняет, как работают вакцины, на примере сценария голливудского фильма.
Прививка отCOVID-19. Мой опыт
Мое решение сделать прививку от COVID-19 не было спонтанным.
Я руковожу отделением неотложной помощи и с начала пандемии не прекращала работать с пациентами с признаками ОРВИ. И каждый из них потенциально опасен с точки зрения распространения COVID-19.
В июне сама перенесла коронавирусную инфекцию. Практически бессимптомно, антитела не сформировались. Тогда я решила, что при первой возможности буду вакцинироваться. И она появилась в рамках вакцинации медработников. Перед тем как сделать прививку, я изучила всю имеющуюся информацию о вакцинах. И теперь хочу поделиться с вами.
Какой вакциной можно привиться сейчас?
Выбор небольшой: ставить сейчас «Спутник V» или ждать «ЭпиВакКорону» — последнюю еще не запустили в широкий оборот.
«Спутник V», он же «ГамКовидВак», — это векторная двухкомпонентная вакцина. Векторная значит, что для доставки генетической информации SARS-CoV-2 в организм используется вектор (или проводник), а два компонента — это два отдельных препарата, они созданы на основе немного отличающихся аденовирусов-векторов. Вакцина разработана и внедрена Национальным центром эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи.
Что нового?
Обычно используется один вектор — аденовирус 5-го типа. Он вызывает многие быстропроходящие сезонные заболевания — «спасибо» ему за наши простуды, ОРВИ и кишечные инфекции. В общем он очень хорошо знаком организму.
Если клетки-киллеры отлично натренированы убивать этот вирус, то иммунный ответ может быть недостаточным. Именно поэтому вакцинация проходит в два этапа — второй компонент создан на основе аденовируса 26-го типа. Промежуток между вакцинациями — три недели.
Могу ли я заболеть от вакцины?
Нет. Заразиться ни аденовирусом, ни коронавирусом после прививки невозможно. Объясню почему.
Если бы вакцина была сценарием голливудского блокбастера, то…
Давайте представим, что вакцина — пилот ракеты. Его миссия — спасти организм, а для этого нужно доставить в него сверхважную информацию.
«Ракета» — это измененный аденовирус, безопасный для человека. Из него убирают фрагмент ДНК, ответственный за репликацию. Проще говоря, попав в организм, он не способен размножиться внутри клеток и вызвать заболевание.
«Пилот» — это не целый вирус, а лишь фрагмент S-белка, тот самый шип «короны», который и дал название вирусу. Итак, «пилота» внедряют в ДНК «ракеты» — аденовируса.
Задача — доставить пилота (информацию о белке в шипах коронавируса), чтобы организм научился его распознавать и выработал иммунный ответ — заветные антитела.
Это происходит в течение 14–28 дней после иммунизации. Параллельно формируется клеточный иммунитет. Такая иммунизация проходит спокойнее и легче, чем в случае использования классических вакцин. При этом, как правило, создает прочный иммунитет.
Что такое клеточный иммунитет?
Клеточный — это память клеток или приобретенный иммунитет. За него отвечают Т-лимфоциты (Т-клетки) — клетки-киллеры. Они хранят информацию о всех болезнях (антигенах) и формируют долговременный иммунитет.
Как это работает в случае сCOVID-19?
Исследования показывают, что клеточный иммунитет как минимум не менее важная защита, чем антитела. Так, у людей, переболевших легко или бессимптомно, могут не выработаться антитела, при этом Т-клетки, знакомые с коронавирусом, у них есть.
Почему возникает реакция на вакцину отCOVID-19
Недоверие к вакцинам возникает во многих странах. Конечно, больше всего людей страшат побочные эффекты. Создатели вакцин указывают, что возможны повышение температуры, слабость, мышечные и головные боли, озноб. Симптомы проходят в течение нескольких дней.
Меня часто спрашивают, почему реакция сильная? Она не сильная, а нормальная. Более того, это необходимый ответ организма на чужое вещество — так возникает иммунитет. Он «запоминает» чужака и выводит из организма саму вакцину («ракету»-аденовирус и «пилота» — генетический материал коронавируса). После этого работать будут уже клетки памяти иммунной системы.
Любая вакцинация таит в себе риски, но в случае рекомбинантных вакцин на базе аденовирусов она сводится к минимуму. И хоть побочные эффекты являются нормальной реакцией, это совсем не означает, что они возникают у каждого человека. Все переносят вакцину по-разному.
Какие вакцины отCOVID-19 есть в мире и как в них разобраться?
Вакцины бывают:
живые (цельновирионные) — они содержат живой ослабленный вирус, который вызывает заболевание в легкой форме;
инактивированные — содержат убитый вирус или вирусные частицы.
Достоинства: вызывают стойкий, часто пожизненный иммунитет.
Недостатки: возможна реакция в виде заболевания в легкой форме. Это довольно «жесткие» вакцины, но в периоды эпидемий наиболее часто применяемые.
Сегодня цельновирионные инактивированные вакцины уже подготовил к широкому внедрению Китай. В нашей стране такую вакцину готовит к испытаниям и последующему внедрению Федеральный центр имени Чумакова.
векторные (рекомбинантные) вакцины. Для доставки в организм генетической информации о заболевании используется вектор или проводник — другой вирус. Как раз ими уже вакцинируют жителей планеты.
В мире сейчас идет вакцинация четырьмя рекомбинантными вакцинами:
американская — на основе аденовируса А26;
китайская — на платформе аденовируса А5;
российская «Спутник V» (Центра им. Гамалеи) сразу на двух платформах A5 и A26;
британско-шведская вакцина (University of Oxford/Astra Zeneca). В ее основе материал не человека, а животного. В качестве «ракеты» для доставки «пилота» в клетки используются аденовирусы приматов (шимпанзе).
Вакцины похожи, но они отличаются (кстати, чем?)
У китайской и американской вакцины вероятность того, что «ракета» будет сбита, очень высока, так как эти штаммы аденовируса очень распространены и легко узнаваемы иммунитетом человека;
российские ученые выбрали сразу два вектора, это повышает вероятность доставки «пилота». Даже если вдруг организм уничтожит первую «ракету», не дав донести спасительную информацию, то на помощь приходит другой «пилот в ракете» — второй этап вакцинации;
шведско-британская вакцина в плане доставки информации о белке коронавируса в клетки организма надежнее трех других — российской, китайской и американской. Так как в качестве платформы используются аденовирусы приматов, то иммунитет человека не сможет их распознать. А значит, «ракета» точно уцелеет и доставит «пилота» по месту назначения. Но опасения вызывает генетический материал обезьяны.
Таким образом все рекомбинантные вакцины родственны между собой, уровень эффективности и безопасности у них примерно одинаковый.
Следующая вакцина — «ЭпиВакКорона» — уже прошла испытания и готовится к широкому внедрению центром «Вектор».
«ЭпиВакКорона» принципиально другая — она похожа на вакцину от гриппа и содержит только три фрагмента самого S-белка коронавируса. То есть в ней нет живого вируса или генетического материала. Вакцина «нежная», спокойная (она менее реактогенная), но не такая сильная, как классические и рекомбинантные. Поэтому и иммунитет формируется примерно на 6–8 месяцев, как и при прививке от гриппа.
Почему «мягкость» вакцины вызывает опасения?
Существует так называемый «синдром усиления болезни»: если первый раз заболевание протекало в легкой форме, то повторное заражение может проходить тяжелее. Такая вероятность есть и в случае слишком мягкой вакцинации.
Какие еще есть вакцины?
Революционно новыми можно назвать две американские вакцины (Pfiser и Moderna). В их основе информационные РНК вируса (мессенджер-РНК). Если очень упростить, то в организм попадает инструкция для клеток, как создать белок коронавируса, а в качестве «ракеты» выступают липидные наночастицы.
Получив такую матрицу, некоторые клетки человека на какое-то время сами начнут производить S-белок. Иммунная система этот сбой заметит и уничтожит клетки, чтобы не производили чего не надо. При этом сам S-белок (шип короны) иммунитет запомнит, и если в будущем он попадет в организм уже как часть вируса, ответит быстро.
Такая вакцина стоит в 5–10 раз дороже, чем рекомбинантная или цельновирионная, и требует особых условий транспортировки, хранения и применения внутри «непрерывной холодовой цепи» (-20 градусов).
Что настораживает?
Эти вакцины разрабатываются уже на протяжении почти 30 лет, с начала 90-х годов. Всё это время они модифицировались, усовершенствовались и испытывались только на животных. Никогда прежде в массовом порядке на людях не применялись.
Что выбрать? Ждать или нет?
Для первичной вакцинации я рекомендую «Спутник V» в виде двух инъекций с интервалом в 21 день. Иммунитет формируется к 40–50-му дню после прививки. Я сама выбрала именно эту вакцину.
Для повторной вакцинации (через 10–12 месяцев) лучше использовать «ЭпиВакКорону» центра «Вектор» — для напоминания иммунной системе организма о коронавирусе и поддержания иммунитета в тонусе.
Для сильных, крепких и здоровых людей в качестве первой вакцинации можно будет вполне рекомендовать классическую вакцину центра им. Чумакова, когда ее запустят в гражданский оборот. Искренне советую не ждать, а сделать прививку сейчас. Многие знакомые спрашивают: как я сама решилась?
мне надоело бояться. Со мной живет пожилая мама, и я всё время жила в опасении принести домой инфекцию. Обязательно буду прививать и ее, как только появится такая возможность;
уверена, что если есть возможность профилактировать болезнь, то надо этой возможностью воспользоваться;
никто не может сказать, в какой форме перенесешь инфекцию, не хотелось попасть в 5–10% тяжелых форм.
Вакцинация — это единственная возможность победить пандемию. Я всегда вспоминаю детей, покалеченных полиомиелитом, с картинок учебника инфекционных болезней. Благодаря вакцинации для нас это лишь история. Я очень хочу, чтобы этот вирус с короной тоже остался только в учебниках.
Е1.RU

 

Печать E-mail

 

tzar vopros
tzar priem
Внимание!  Возможны противопоказания.
Необходима консультация специалиста!